Электрические тали - конструктив и применение
Поднятие тяжелых грузов не всегда под силу обычному человеку, а использование подъемного крана в некоторых случаях ограничено. К примеру, на складе или на производстве. Именно для решения таких задач созданы электрические тали, использование которых значительно облегчает и ускоряет работу.
Электрическая таль, по-другому называемая тельфером, представляет собой грузоподъемное устройство, применяемое для перемещения грузов. Используется как самостоятельный механизм или в составе грузоподъемной системы. Монтируется на козловые, мостовые и консольные краны.
Электрические тали выгодно отличаются от моделей с ручным приводом, поскольку не требуют приложения от оператора физических усилий и имеют более высокие скоростные показатели. Управление производится при помощи пульта, соединенного с двигателем с помощью кабеля. Существуют также модели, управляемые дистанционно. Современное производство грузоподъемных устройств основано на создании унифицированных и блочных механизмов. Блочные конструкции, в случае поломки или выходе из строя определенного узла, позволяют быстро отделить его от основного механизма и произвести ремонт или замену.
В базовой комплектации электрическая таль устроена достаточно просто. Основные узлы конструкции:
•электрический двигатель;
•пульт управления;
•барабан;
•редуктор;
•грузоупорный тормоз;
•крюк.
Асинхронные двигатели электрических талей часто имеют две скорости: для быстрого перемещения груза и для его медленного и точного позиционирования. Подъемное усилие производится за счет работы электродвигателя. Вращение двигателя передается на барабан, который наматывает на себя трос. Барабан представляет собой цилиндрическую полую конструкцию со специальными канавками для троса на поверхности. Передача усилия от двигателя проводится не напрямую, а через редуктор. Его шестерни разных размеров позволяют усиливать крутящий момент.
К концу троса прикреплен крюк, к которому напрямую или с помощью строп зацепляется груз. Тормоз служит как подстраховка. Встроенный конусный тормоз срабатывает благодаря действию винтовой пружины. Если в механизме произойдет поломка или элементарно отключится электроэнергия, груз не упадет, а останется висеть в неподвижном состоянии. Конструкция закрепляется чаще всего на специальной кран-балке или стальном профиле.
Передвижные тали оборудованы специальными каретками, которые перемещаются по полкам двутавровой балки или подвесным рельсам вместе с прикрепленной к ней талью. Каретки могут быть свободными, с ручным управлением или электрическими. В последнем случае они снабжены электродвигателем и имеют электромагнитный тормоз. Двигательный механизм такой же, как и для поднятия груза.
По сравнению с ручными аналогами, электрические тали обеспечивают более высокую производительность. На производстве использование таких устройств обеспечивает экономическую выгоду за счет уменьшения количества рабочих, задействованных в перемещении грузов. Область применения талей достаточно широка:
•различные вида производства;
•тяжелая промышленность;
•складские помещения;
•автосервисы;
•крупные торговые центры;
•ремонт крупногабаритного оборудования;
•сельское хозяйство;
•строительно-монтажные работы.
Кроме того, тельферы широко применяются на погрузочно-разгрузочных работах в аэропортах, на судах и на железной дороге. Это действительно универсальный механизм для такелажных работ.
Существуют различные виды талей, различающихся по особенностям конструкции. Главное функциональное различие моделей заключается в возможностях перемещения груза. Если одни тали предназначены только для вертикального подъема, то другие могут перемещать груз и в горизонтальной плоскости. Перемещение по горизонтали достигается посредством каретки, которая движется по расположенным сверху направляющим. Такие модели используются в основном в просторных помещениях. В складах и ангарах часто возникает необходимость транспортировки массивных предметов, и здесь передвижной тельфер просто незаменим.
Как правило, такие тельферы обладают высокой производительностью и могут работать в более интенсивном режиме. Самые большие варианты тельферов оснащены кабинкой для оператора, что придает дополнительное удобство. Но обычные тали приносят большую пользу в небольших производственных помещениях и в домашнем использовании.
Существует еще несколько признаков, по которым классифицируются различные модели талей.
Грузоподъемность. Допустимая масса груза у разных тельферов колеблется от 300 кг до 50 тонн. Обычно выбирают модель, способную поднять вес на 30 % больший, чем планируемая максимальная масса груза при использовании.
•Скорость навивки троса. Скоростные тали востребованы для работы с небольшими грузами, но при большом количестве грузоподъемных операций.
•Вес и габариты устройства.
•Вид подъемного троса. Его роль может исполнять стальной канат или цепь. Последний вариант рассчитан на подъем меньших масс, но обладает большей компактностью.
•Высота подъема. По данному критерию определяется необходимая длина троса и особенности конструкции.
При всей кажущейся простоте тельферы требуют повышенного внимания в управлении и соблюдения некоторых правил безопасности. Необходимо соблюдать следующие условия.
•Не использовать механизм для поднятия и перемещения людей.
•Не использовать для поднятия и транспортировки опасных веществ: легковоспламеняющихся, взрывчатых и ядовитых.
•Не допускается поднимать грузы под углом большим, чем предусмотрено нормой.
•Запрещено находится под подвешенным или транспортируемым грузом.
•Не использовать электрическую таль в среде с повышенным содержанием легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ. Искрение электродвигателя может привести к взрыву.
•Не превышать установленную норму для поднимаемого груза.
•Электрические тали должны иметь заземление.
Нужно помнить о техническом обслуживании. Попадающие на механизм частицы приводят к быстрому износу деталей. Следует избегать применения талей в пыльных помещениях, а в случае крайней необходимости использования в неблагоприятных условиях производить частую очистку механизмов от пыли.
Работа электрической тали рассчитана на большой температурный диапазон, но выходить за его рамки крайне не рекомендуется. Также следует следить за нагревом двигателя. Каждые 10–15 минут работы необходимо делать краткосрочные перерывы. Продолжительная работа в непрерывном режиме может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя.
Кроме того, недопустимо оставление подвешенного груза без присмотра. Управлением грузоподъемным оборудованием могут заниматься только лица старше 18 лет, ознакомленные с правилами эксплуатации и безопасности.
Электрические тали на сегодня являются неотъемлемым атрибутом современного склада или цеха. Многообразие моделей позволяет выбрать подходящий вариант как для производства, так и для личного пользования. Правильный уход за подъемным оборудованием гарантирует его продолжительную эксплуатацию и безопасность персонала.