Оборудование для мостовых кранов
Электрическая составляющая мостового крана представляет собой взаимосвязанные узлы и агрегаты, обеспечивающие выполнение основных и вспомогательных функций. Это перемещение моста крана и тельфера (тележки в случае двухбалочного крана), подъем и контролируемое опускание груза, поддержка безопасности и управляемости. Электрическое оборудование является неотъемлемой частью устройства мостового крана.
При подборе комплекта и монтаже электрооборудования для мостового крана учитываются его технические характеристики, требования ПУЭ и регламенты безопасности грузоподъемной техники. Особенностью работы этих машин считается сложный циклический повторно-кратковременный режим с большим количеством пусков, остановок и частой сборкой функциональной схемы по командам машиниста. При значительном разбросе мощности (от 100 - 300 кВт до 1000 кВт) требуется особое внимание к подбору компонентов с оптимальными характеристиками. Электрическая часть оборудования мостового крана классифицируется по функциональности на основные и вспомогательные компоненты.
В состав основного оснащения электрических мостовых кранов входят агрегаты и компоненты, обеспечивающие выполнение основных функций:
электродвигатели - асинхронные или постоянного тока, в зависимости от требований к мощности и нагрузочной способности, обеспечивают перемещения крана и тельфера, работу крановой лебедки тельфера (тали, тележки);
аппаратура и элементы управления - контроллеры для формирования команд машиниста, реле переключения режимов и запуска цепей, пускатели, контакторы для шунтирования и запуска двигателей;
электромагнитные устройства тормозных механизмов - толкатели, тормозные генераторы, пуско-тормозные сборки резисторов;
устройства защиты - АВ, АЗС, предохранители, реле минимального/максимального тока и напряжения, узел ручного аварийного отключения электропитания;
ограничительные и блокирующие устройства - концевые выключатели, ограничители подъема и массы груза, ограничители натяжения и провисания тросов.
Основное электрооборудование подбирается согласно с проектной документацией с учетом стандартов и типовых решений. Из компонентов формируются цепи питания приводных двигателей и тормозов крана.
К вспомогательной группе относятся узлы и компоненты, из которых формируются цепи основного и аварийного освещения, отопления кабины машиниста, блокировки движения при открытии двери кабины. В этой же группе находятся устройства звуковой и световой сигнализации, приборы КИП, системы оповещения, дополнительной защиты.
Электропитание мостового крана должно быть организовано с учетом подвижности моста крана (балки) и тельфера. Для подачи электроэнергии используются три основные системы - кабельная (гирляндная), троллейная и комбинированная.
Троллейный токоподвод открытого типа - устаревшая система из железных уголков, которая используется крайне редко по причине повышенной опасности и малой износостойкости.
Троллейный токоподвод закрытого типа - токоподвод в закрытом пластиковом коробе, характеризующийся безопасностью и долговечностью.
Фестонный токоподвод - токоподвод на с-профиле или двутавре малого типа, по которому перемещаются тележки с прикрепленным кабелем.
Кабельная система основана на присоединении к основному щиту крана кабеля, подвешенного на несущем тросе с помощью свободно двигающихся клипс. Она считается достаточно надежной для мостовых кранов, но имеет ограничения по мощности и срокам службы кабеля, который подвергается износу в местах деформации.
Комбинированное питание - основной токоподвод к крану осуществляется с троллеев, а для присоединения к тележке тельфера применяется подвешенная вдоль мостовой балки кабельная гирлянда.
По степени надежности и безопасности среди систем электропитания мостовых кранов средней и большой грузоподъемности лидирует троллейная. Троллейное питание представляет собой конструкцию из жестко закрепленных на капитальной конструкции направляющих, по которым подается ток. Токосъемники крана скользят по троллеям, снимая напряжение. При монтаже шин троллейного питания необходимо обеспечить расстояние по высоте не менее 3,5 м от нулевого уровня помещения или площадки, или не менее 2,5 м от проходных настилов. В случае невозможности выдержать эти расстояния принимаются меры к ограждению и обозначению. Шины окрашиваются в сигнальные цвета - желтый и красный. Оптимизировать решение можно благодаря комбинированному подключению.
Не найдено рубрик для подписки.